Этические нормы государственного служащего Республики Казахстан

 Из Выступления Президента РК Н. А. Назарбаева на Антикоррупционном форуме НДП «Нур Отан»

 


Государственный служащий должен руководствоваться следующими этическими нормами:

 

Государственный служащий должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным.

 

На государственной службе нужно работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом.

 

Чиновник должен жить, не боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок.

 

Важно жить в полном согласии с требованиями законов.

 

Нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, граждан своей страны.

 

Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей.

 

Прежде чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников.

 

Надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние.

 

 

 

Как поступить на государственную службу

 

 

 

  Вопросы прохождения государственной службы политическими и административными государственными служащими регламентируются Положением о порядке прохождения государственной службы.

 

Учитывая один из важнейших приоритетов Стратегии Казахстан –2030 – создание профессионального правительства – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы с самого начала своей деятельности направило основные усилия на создание условий для привлечения на государственную службу высокопрофессиональных кадров, имеющих соответствующее образование и необходимый опыт работы.

 

С января 2000 года в республике введен процесс конкурсного отбора на занятие вакантных административных государственных должностей в государственных органах, обеспечивающий реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

 

 Организация и проведение конкурсов осуществляются в соответствии с Правилами проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности.

 

 

 

Конкурс включает в себя ряд последовательных этапов:

 

* публикация объявления о проведении конкурса;

 

 * формирование конкурсной комиссии;

 

 * приём и анализ документов участников конкурса на соответствие установленным квалификационным требованиям;

 

 * тестирование кандидатов;

 

 * собеседование;

 

 * заключительное заседание конкурсной комиссии.

 

 

 

В целях обеспечения открытости и гласности государственный орган, проводящий конкурс, обязан опубликовать объявление о проведении конкурса. При проведении конкурса в центральных государственных органах и их территориальных подразделениях и ведомствах объявления публикуются в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. Объявления о проведении конкурса в местных государственных органах публикуются в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Граждане, желающие принять участие в конкурсе, подают в государственный орган, проводящий конкурс установленные Правилами документы, которые рассматриваются конкурсной комиссией.

 

 В целях обеспечения равных подходов при поступлении на государственную службу и создания условий для более широкого выбора при конкурсном отборе кандидатов руководствуются Типовыми квалификационными требованиями.

 

Необходимые для участия в конкурсе документы представляются в течение 15 календарных дней с момента публикации объявления в средствах массовой информации о проведении конкурса в соответствующие государственные органы по указанным в объявлении адресам государственных органов.

 

 На основе анализа представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске участников конкурса к тестированию.

 

 Согласно условиям каждого конкурса кандидаты должны проходить обязательное компьютерное тестирование на знание законодательства.

 

 Целью тестирования является объективная оценка способностей кандидатов.

 

 В зависимости от категории административной государственной должности устанавливаются различные программы тестирования.

 

 В настоящее время программы тестирования включают в себя тесты на знание законодательства, а также логический невербальный тест (в зависимости от категории), оценивающий способности кандидатов.

 

 Кандидаты, допущенные к участию в тестировании, проходят его в установленном порядке в Агентстве или в региональных центрах тестирования Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы во всех 16-ти регионах страны, в течение пяти рабочих дней после окончания срока приема документов.

 

 Дистанционная система тестирования проводится на компьютерах, подключенных к центральному серверу Агентства, что гарантирует унификацию требований и максимальную объективность процедуры тестирования, позволяет установить контроль за качеством конкурсного отбора.

 

Неукоснительное следование самым высоким стандартам применения тестов позволяет избежать потенциальных проблем и злоупотреблений и максимально использовать их преимущества для государственной службы в целом и для каждого кандидата, участвующего в конкурсном отборе, что и обеспечивает справедливость и равные возможности для всех. Кандидаты, успешно прошедшие пороговые значения по тестам, допускаются к следующему этапу конкурсного отбора – собеседованию.

 

 Кандидаты, допущенные к собеседованию, проходят его в государственных органах, объявивших конкурс в течение трех рабочих дней после проведения тестирования.

 

 Целью собеседования является оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов.

 

 На заключительном заседании конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, результатов тестирования и проведенного собеседования и осуществляет отбор кандидатов для занятия вакантной административной государственной ложности. Только один из кандидатов может получить положительное заключение, второй лучший претендент может быть рекомендован для зачисления в кадровый резерв.

 

В том случае, если в результате конкурса не были выявлены достойные кандидаты на занятие вакантной должности, государственным органом может быть объявлен повторный конкурс. Кандидат, получивший положительное заключение конкурсной комиссии, вправе занять вынесенную на конкурс должность с соблюдением требований, предусмотренных законодательством для поступления на административную государственную должность.

 

 

 

Имидж государственного служащего

 

 

Формирование положительного имиджа государственного служащего

 

 

  В стратегии развития Казахстана до 2030 года одним их долгосрочных приоритетов обозначено создание профессионального государства. Необходимо было окончательно избавиться от управленческих традиций административно – командной системы и создать современный и эффективный корпус управленцев. Созданная система отбора и продвижения кадров, в которой все граждане обладают равными правами и шансами, обеспечила достаточно высокий уровень профессионализма и прозрачность деятельности государственного аппарата. Удалось совершить своего рода революцию в госуправлении и переориентировать ее на повышение качества оказания госуслуг населению Таким образом, основные  задачи, поставленные Стратегией – 2030 выполнены, другие в процессе выполнения

 

  В Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия»Казахстан – 2050» определена главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Ключевое условие успеха новой экономической политики должно быть  подкреплено кадрами. Одной из первостепенных целей является повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата.  В этих целях необходимо совершенствовать управленческий ресурс, внедрять современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе.

 

  Кроме того, использование управленческих кадров с обширным международным опытом и знаниями даст возможность модернизации менеджмента отечественного производства и обучения отечественных кадров.

 

Имидж государственной службы в целом напрямую связан с имиджем государственного служащего, поскольку с имиджем сотрудника связан вопрос доверия к органам государственной власти, в противном случае деятельность органов государственной власти становится неэффективной. В этой связи, Президентом РК Н.А. Назарбаевым на Антикоррупционном форуме НДП «Нур Отан» были озвучены следующие этические нормы, которые позволяют сохранить и повысить уровень общественного доверия:

 

1.Государственный служащий должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным.

 

2. На государственной службе нужно работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом.

 

3. Чиновник должен жить, не  боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок.

 

4. Важно жить в полном согласии с требованиями законов.

 

5. Нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, граждан своей страны.

 

6. Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей.

 

7. Прежде, чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников.

 

8. Надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние. Проводимая в настоящее время реформа государственной службы предполагает формирование эффективных кадровых механизмов: эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения. В новой модели государственной службы приоритетным направлением должно стать формирование положительного имиджа государственной службы, в том числе своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур. В формировании положительного имиджа государственной службы основными направлениями являются соответственно повышение качества оказания государственных услуг и налаживание связей с общественностью.

 

В этом плане важным источником информации о Министерстве для внешней аудитории выступают сотрудники Агентства. Чтобы соостветствовать ожиданиям о позитивном имидже сотрудников, складывающимся из их профессиональной компетентности, культуры, социально – демографических и физических данных, требуется проведение целенаправленной и систематической работы по подбору и обучению персонала, системе оценки работы персонала и созданию положительного социально – психологического климата.

 

Основная цель кадрового резерва- планирование трудовых ресурсов и формировнаие профессионального кадрового состава, обеспечение мотивации карьерного роста сотрудников системы агентства, совершенствование мер для своевременного заполнения вакантных должностей, а также обеспечения эффективной ротации кадров по системе «центр- регион», «регион – центр».

 

Кроме того, для позиционирования репутационного имиджа сотрудники Агентства участвуют в акциях по оказанию помощи нуждающимся, в конкурсах общегородсикх спортивных мероприятиях, соревнованиях.